Статьи и обзоры |
10.05.2011
Кинотеатральные Full HD DLP-проекторы Mitsubishi (сравнительный обзор моделей HC4000, HC3900 и HC3200)Автор обзора - Алексей Кудрявцев, сайт iXBT.com
Содержание:
![]()
Характеристики, комплект поставки и цена
Внешний вид
Корпуса двух проекторов — HC4000 и HC3900 — изготовлены из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью, не очень устойчивой к повреждениям. На черном корпусе заметны следы от пальцев, царапины и пыль. Корпус HC3200 изготовлен из такого же пластика, но белого, поэтому он не обладает высокой маркостью. На верхней панели находятся крышка отсека лампы, прорезь для воротка объектива и, ближе к задней части, контрольная панель с кнопками и индикаторами состояния.
![]()
Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели. На дно этой ниши наклеен лист прочного пластика — металлические края разъемов царапин на нем не оставляют.
![]()
Подписи к разъемам контрастные и достаточно крупные. Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для замка Кенсингтона, с помощью которого проектор можно к чему-нибудь пристегнуть. Альтернативным вариантом является использование толстого стального тросика, пропущенного за стальной штырь, вделанный в нишу на левом нижнем ребре корпуса. Правый и левый бока — сплошные решетки вентиляции.
![]()
Воздух забирается слева и выдувается направо. ИК-приемников два: на передней панели и на задней. Объектив утоплен в корпус, дополнительную его защиту обеспечивает крышка из полупрозрачного пластика, просто одевающаяся на объектив и никак не прикрепленная к корпусу. Две передние ножки на металлических стойках выкручиваются из корпуса на высоту до 25 мм, что позволяет устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности.
![]()
В днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой, предназначенные для монтажа на потолочном кронштейне. Фильтра от пыли в проекторе нет, что, впрочем, типично для современных DLP-проекторов. Для замены лампы проектор не нужно демонтировать с потолочного кронштейна. В коробку с проектором производитель заботливо вложил сложенный поддон, который можно использовать при замене лампы в случае закрепленного на потолочном кронштейне проектора. Этот поддон предотвратит рассыпание осколков лампы при ее повреждении. Пульт
![]()
Корпус пульта изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Пульт имеет эргономичную форму, поэтому очень удобно ложится в руку. Кнопки не очень крупные, но расположены достаточно свободно. Нажатие на кнопку подтверждает светодиодный индикатор в передней части пульта. Включение и выключение разнесены на две разные кнопки, однако подтверждение при выключении запрашивается. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся на несколько секунд при нажатии на любую кнопку.
Коммутация
Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными, и со SCART-RGBS-сигналами. Переключение между источниками осуществляется с помощью двух кнопок на корпусе (с разбивкой на две группы) или с помощью пяти кнопок на пульте (по одной на каждый вход). Автоматического поиска активного входа, по всей видимости, нет. Экран с электромеханическим приводом или привод анаморфотной насадки можно подключить к выходу TRIGGER, режим работы которого задается в меню. Проектором можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232. С международного сайта компании-производителя можно скачать подробную инструкцию по использованию COM-порта (для HC4000 ее там нет, но, скорее всего, к нему подойдет от двух других). Меню и локализацияДизайн меню типичен для проекторов компании Mitsubishi. В меню используется ровный и достаточно крупный шрифт без засечек. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений (впрочем, фон меню наполовину полупрозрачный, а несколько самых важных настроек напрямую вызываются кнопками пульта и их значения выводятся в небольшие окошки).
![]()
Меню может находиться в верхнем левом углу экрана или в нижнем правом. Затемненный вариант меню, видимо, приятнее в использовании при просмотре темных фильмов. Есть русская версия экранного меню. Перевод на русский язык в целом адекватный. На комплектном CD-ROM есть руководство пользователя на русском языке. Перевод руководства на русский язык не без огрехов, но существенных ошибок нам не встретилось. Управление проекциейФокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка объектива (несколько ребер не дают соскальзывать пальцам), а регулировка фокусного расстояния — рычажком.
![]()
Положение объектива относительно матриц настроено так, что нижний край изображения находится выше (примерно на 1/3 от высоты проекции) оси объектива. Это относительно большой сдвиг. Настройку проекции облегчают три встроенных шаблона. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.
![]()
Режимов геометрической трансформации целых семь штук, причем два из них предназначены для использования совместно с анаморфотной насадкой, которую вряд ли кто будет докупать к этим проекторам.
![]()
Остальные пять позволят подобрать оптимальный режим для анаморфированной картинки, для форматов 4:3 и LetterBox. Есть и автоматический режим, в котором проектор сам выбирает способ трансформации. Режима просмотра картинки формата 2,35:1 без черных полос сверху и снизу и с обрезкой справа и слева нет. Можно принудительно указать формат экрана 2,35:1 (параметр РАЗМЕР ЭКРАНА), тогда проектор будет всегда подрезать картинку сверху и снизу до этого соотношения сторон.
![]()
Параметр СКАНИРОВАНИЕ определяет обрезку по периметру (с увеличением), а четыре настройки РАМКА () помогут подрезать картинку избирательно по четырем краям без включения интерполяции.
![]()
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проекторы среднефокусные, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусные, поэтому при фронтальном проецировании их лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней. Настройка изображенияСтандартный набор настроек — КОНТРАСТ, ЯРКОСТЬ, ЦВЕТ. ТЕМП. (без коррекции, три встроенных профиля и настраиваемый профиль с регулировкой усиления и смещения трех основных цветов), ЦВЕТА (насыщенность), ТИНТ (имеется в виду оттенок) и ЧЕТКОСТЬ (контурная резкость) — дополнен установкой BrilliantColor, параметром, усиливающим четкость цветовых переходов (CTI), подстройкой уровней (ВХОДНОЙ УРОВЕНЬ) и настройкой деинтерлейсинга (РЕЖИМ КИНО).
![]() ![]()
Список ГАММА-РЕЖИМ состоит из четырех предустановленных профилей гамма-коррекции, один из которых включает автоматическую подстройку параметров, и двух пользовательских профилей, в которых можно настраивать отклик по всем цветам сразу или избирательно по трем основным в трех диапазонах яркости.
![]()
Функция ПОДБОР ЦВЕТОВ позволит тонко подстроить цветовой баланс с помощью регулировки яркости, насыщенности и оттенка (у HC4000) шести основных цветов. Параметр РЕЖИМ ЛАМПЫ определяет яркость лампы, при выборе ЭКОНОМ. она понижается. Значения настроек изображения можно сохранить в трех пользовательских профилях (выбор профиля — с пульта), также настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения. Дополнительные возможностиЕсть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала (5-60 мин). При включении режима АВТО ВКЛ. подача питания сразу включит проектор. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем. При активации этой функции после включения проектора потребуется ввести пароль. Этим паролем также можно заблокировать кнопки на корпусе. В руководстве описан простой способ сброса парольной защиты. Измерение яркостных характеристикИзмерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут. Если не указано обратное, то выбран профиль без коррекции цветовой температуры, включен режим BrilliantColor (или этот параметр имеет максимальное значение), включен режим высокой яркости лампы и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние:
Самым ярким, как и заявлено производителем, оказался HC3900, что и неудивительно, так как в его светофильтре есть прозрачный сегмент. Если прозрачный сегмент не принимает участие в формировании изображения (выключен режим BrilliantColor), то световой поток у HC3900 уменьшается более чем в 3 раза. В кинотеатральном режиме световой поток всех трех проекторов имеет сравнимую величину. Равномерность не очень хорошая. Сравнивая по цифрам, следует учесть, что тест ANSI предназначен в основном для оценки неравномерности по углам относительно центра и слабо учитывает неравномерность в пределах основной площади проекции. Поэтому, хотя по значениям отклонения HC4000 выглядит лучше, в реальности у всех трех проекторов центральная часть области проекции существенно светлее периферийной. Контрастность самая высокая у HC4000 (и она очень высокая), что опять же неудивительно, так как в нем используется DMD-чип DarkChip3, имеющий улучшенные характеристики. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Тенденция сохранилась. Самый контрастный HC4000, и его контрастности могут позавидовать владельцы проекторов классом выше, затем HC3200, и наименее контрастный HC3900, что можно объяснить тем, что в нем используется другой объектив, оптимизированный на создание высокого светового потока, и/или другая версия DMD-чипа. Например, DarkChip3 в HC4000, DarkChip2 в HC3200 и DarkChip1 в HC3900. При отключении BrilliantColor и выборе профиля с корректной цветопередачей контрастность уменьшается, и уменьшается сильнее в случае HC3900, в котором при этом прозрачный сегмент исключается из работы. Напомним, что HC4000 и HC3200 оснащены светофильтром с шестью сегментами из повторяющейся триады красного, зеленого и синего цветов. При включении BrilliantColor яркость белого поля повышается за счет использования промежутков между сегментами. В случае HC3900 сегментов пять — красный, зеленый, синий, желтый и прозрачный, соответственно при включении BrilliantColor при выводе белого цвета используются как промежутки между сегментами, так и прозрачный и желтый сегменты. Разумеется, увеличение яркости белого относительно цветных участков изображения ухудшает цветовой баланс. При выключении режима BrilliantColor баланс выравнивается. Однако при этом понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что, в частности, приводит к снижению контраста. Записи изменения яркости от времени при выводе различных цветов позволяют построить нижеследующие графики:
![]() Mitsubishi HC4000. ![]() Mitsubishi HC3900.
Все кривые, кроме нижних, для наглядности смещены вверх и выровнены по сегментам. Самые нижние кривые — это вывод белого цвета при выключенном режиме BrilliantColor. Видно, что при этом используются все сегменты у HC3900 (самый высокий пик соответствует прозрачному сегменту, пик пониже — желтому, и далее — зеленому, синему и красному) и промежутки между сегментами у всех трех проекторов. При выключении BrilliantColor белый цвет формируется только красным, зеленым и синим сегментами. Напомним, что BrilliantColor мы подробно описывали в этой статье. Также в случае HC3900 при включенном BrilliantColor желтый цвет формируется как красным и зеленым сегментами, так и желтым. Судя по графикам яркости от времени, частота чередования сегментов для проекторов HC4000 и HC3200 составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т.е. светофильтр имеет скорость 4x. В режиме 24p частота чередования сегментов равна 192 Гц. Эффект «радуги» присутствует, но заметен несильно. В случае у HC3900 — 120 Гц при кадровой развертке в 60 Гц (скорость 2x), и 96 Гц в режиме 24p. Эффект «радуги» заметен. Как и во всех DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг). Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17-ти оттенков серого при ГАММА-РЕЖИМ = СПОРТ, ВИДЕО и КИНО (тестировался HC4000). Графики ниже демонстрируют полученные гамма-кривые. На подписях в скобках приведены значения показателей аппроксимирующей функции:
![]()
Показатель ближе всего к стандартному (2,2) при ГАММА-РЕЖИМ = ВИДЕО, поэтому при этом значении мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
![]()
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но не все оттенки значимо ярче предыдущих. Однако наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже:
![]()
Аппроксимация полученной по 256 точкам гамма-кривой дала значение показателя 1,98, при этом аппроксимирующая функция практически совпала с реальной гамма-кривой:
![]()
У всех трех проекторов с точностью до плюс-минус одного Ватта в режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 292 Вт, в режиме пониженной яркости — 242 Вт, а в режиме ожидания, уже без вариаций — 0,7 Вт. Звуковые характеристикиВнимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
По кинотеатральным критериям в режиме высокой яркости проекторы несколько шумноваты, но в режиме низкой яркости уровень шума снижается до приемлемой величины. Характер шума не раздражает. Тестирование видеотрактаVGA-подключениеПри VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты (пришлось, правда, вручную подстроить фазу и положение). Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 2 до 255. Высокое качество изображения (и большое количество подстроек под параметры сигнала) в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта. DVI-подключениеПри подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит слегка неравномерным как по цветовому тону, так и по яркости. Черное поле по яркости равномерное, цветовому тону вариации есть. Геометрия близка к идеальной — «бочка» внутрь по границам проекции составляет порядка 2-3 мм на 1,5 м ширины. Цвета, при отключении BrilliantColor, яркие и правильные. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные, но к углам фокусировка чуть-чуть нарушается. HDMI-подключениеHDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, оверскан отключается (по умолчанию выключен для HD-режимов), есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие. Работа с источником композитного и компонентного видеосигналаКачество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный. Функции обработки видеосигналаВ случае чересстрочных сигналов и при РЕЖИМ КИНО = АВТО или ФИЛЬМ проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор в большинстве случаев правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, но иногда происходил срыв на вывод по полям, а в сложных случаях мелькала характерная «расческа» на границах объектов в движении. При РЕЖИМ КИНО = ВИДЕО склейка полей выполняется только для неподвижных объектов. Для чересстрочных видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание диагональных границ двигающихся объектов. Определение задержки выводаЗадержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 30 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Это небольшая величина. Оценка качества цветопередачиДля оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1). Цветовой охват в случае проекторов HC4000 и HC3200 близок к sRGB:
![]() HC4000 и HC3200.
В случае HC3900 охват заметно уже:
![]() HC3900.
Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при включенном режиме BrilliantColor и в кинотеатральном режиме с правильной цветопередачей и выключенном BrilliantColor (масштаб сохранен только для пар спектров, относящихся к одному проектору):
![]() HC4000, Brilliant Color. вкл. ![]() HC4000. ![]() HC3900, Brilliant Color. вкл. ![]() HC3900. ![]() HC3200, Brilliant Color. вкл. ![]() HC3200.
Видно, что при включенном BrilliantColor яркость белого поля выше суммы яркости основных цветов, и в случае HC3900 разница многократная. Выключение BrilliantColor и выбор средней цветовой температуры устраняет избыточную яркость белого поля и приводит баланс в норму, слегка уменьшая интенсивность зеленой компоненты. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого яркого режима (нет коррекции и включен BrilliantColor), для режима с коррекцией цветопередачи (BrilliantColor = ВЫКЛ. (или 0), ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ) и после ручной подстройки смещения и усиления трех основных цветов. Для отсутствующих на графиках точек расчет параметров выдавал ошибку переполнения. Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
![]() HC4000. ![]() HC4000. ![]() HC3900. ![]() HC3900. ![]() HC3200. ![]() HC3200.
Прежде всего отметим очень хорошую равномерность оттенков на шкале серого. Также видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой — удалось добиться минимального отклонения от целевых параметров практически на всей шкале серого. ВыводыИз этой троицы для применения в домашнем кинотеатре самым привлекательным вариантом является Mitsubishi HC4000, так как он имеет самый высокий контраст. По величине нативного (без использования динамической диафрагмы) контраста full on/full off, а также по контрасту, измеряемому по ANSI, проектор Mitsubishi HC4000 оставляет позади многие DLP-проекторы классом выше. Проектор HC3200 мало чем отличается от Mitsubishi HC3800, разве что цветом корпуса, и может рассматриваться в качестве возможного кандидата для использования дома только при жестком дефиците бюджета или если необходим проектор в белом корпусе. Проектор Mitsubishi HC3900 вообще с трудом можно отнести к домашним, скорее это офисный проектор, который рационально использовать в тех случаях, когда яркость важнее контраста и цветопередачи. Достоинства (HC4000 и HC3200):
Достоинства (HC3900):
Достоинства (все три):
Недостатки:
---> Перейти к общему списку статей и обзоров <--- |